Сегодня:

Возрастные кризисы у ребенка: в год, в 3 года, в 7 лет. Советы психолога, как вести себя в периоды детских возрастных кризисов

Возрастные кризисы у ребенка: в год, в 3 года, в 7 лет. Советы психолога, как вести себя в периоды детских возрастных кризисов

Как правильно общаться с ребёнком в период возрастных кризисов читайте в этой статье.

Кризисы сопровождают человека всю жизнь, переплетаясь со спокойными периодами. Но взрослый может самостоятельно или с участием психологов справиться со своим состоянием, а ребенку необходима помощь родителей. Поэтому важно вовремя увидеть симптомы кризиса и правильно среагировать, чтобы дальнейшее развитие потекло в нужном русле.

Особенности возрастных кризисов у детей с рождения до школы

Кризис – это переоценка ценностей, перестройка организма, мышления, качественный переход на новый уровень развития. Если он пройден успешно, то ребенок взрослеет, становится самостоятельней, приобретает необходимые навыки для дальнейшей жизни. Считается, что кризисные периоды необходимы для гармоничного роста. Полное их отсутствие – такой же тревожный звоночек, как слишком длинное и сложное течение.

Психология детских кризисов примерно одинаковая. Практически во всех ситуациях наблюдается непослушание, капризность, скандальность, бунтарство, – изменения в поведении, изначально кажущиеся негативными. Нарушается режим дня, ребенок переутомляется, нервничает, не знает, чего хочет. Родители, если не подготовились к очередному скачку роста, тоже тяжело переживают данные периоды, не представляя, что делать с вредным малышом.

Кризис у новорожденного ребёнка

Начало самого первого кризиса ребенка совпадает с моментом рождения и длится до 1,5 – 2 месяцев. Появившийся на свет малыш переживает глобальную перестройку организма, приспосабливаясь к новым условиям существования. Изначально он в период внутриутробного развития получал питательные вещества автоматически и находился в постоянно комфортной среде. В момент все поменялось, и вот младенец вынужден адаптироваться к окружающему, не всегда позитивному миру, что неизбежно повергает его в стрессовое состояние.

Кризис новорожденности обусловлен двумя глобальными факторами:

  • Физиологическим. У ребенка активно изменяются механизмы питания, отправления естественных надобностей, сна, бодрствования, регулировки комфортной температуры тела. Появляются новые рефлексы, происходит становление нервной системы. Формируется собственный, не связанный с организмом матери, иммунитет, механизмы защиты от агрессивного воздействия внешней среды.
  • Психологическим. Малыш еще не чувствует потребности в общении, не может полноценно выражать эмоции. Ему доступен минимальный набор рефлексов, крик и плач, – все, чем способен оперировать новорожденный, и то неосознанно. Но при этом ему необходима мама или взрослый человек, который будет ухаживать и заботиться, потому что в одиночку он не выживет.

В первые сутки после рождения ребенок теряет вес, и это считается началом кризиса. Успешно он закончится или нет, зависит только от взрослых. В этот период происходит формирование доверия к миру и близким людям, уверенности в безопасности. Малыш отлично считывает настроение мамы, поэтому если она спокойна и знает, что делает, то стрессовый период завершится быстрее, а ребенок станет психически уравновешенным. Это поможет ему преодолевать последующие кризисы и другие трудности на протяжении всей жизни.

Лучший инструмент новорожденного – громкий крик

Если новорожденный не получает должного ухода и эмоциональной подпитки, то не сможет удовлетворить базовую потребность в близости. Не обязательно всем должна заниматься мама, но необходим тот, кто сможет брать малыша на ручки, успокаивать, баюкать, кормить, играть и купать. Конечно, кризис формально завершится и без этого, когда ребенок наберет вес и станет с оживлением реагировать на взрослых. Но негативные последствия отсутствия ласки в нежном возрасте выльются в недоверие к миру и непринятие себя.

Кризис первого года жизни у ребёнка

Начало кризиса 1 года обычно совпадает с тем моментом, когда ребенок начинает ходить. Временные рамки колеблются в интервале от 10 до 14 месяцев, но четких границ не существует. Во многом это зависит от характера малыша, поведения родителей и эмоционального климата в семье. У одного период кризиса проходит практически незаметно, не доставляя неудобств, а у другого длится чуть ли не полгода, сопровождаясь постоянными истериками и скандалами.

На первом году жизни ребенок желает самостоятельности

Кризис первого года жизни знаменует переход от младенчества к раннему детству. Ребенок начинает осознавать себя отдельно, а не в симбиозе с матерью. Он стремится к самостоятельности, которую усиливает умение ходить и доставать множество интересных вещей. Малыш хочет рисовать на обоях, играть с ножами и молотками, раскидывать вещи, и искренне возмущается, когда ему запрещают это делать.

Основными признаками кризиса являются:

  • резко появившиеся умения, отрицательные и положительные;
  • стремление к отстаиванию своей позиции, упрямство в желаниях;
  • непонимание и обидчивость на замечания, запреты со стороны родителей;
  • капризность из-за несоответствия желаний возможностям.

По итогам кризиса 1 года ребенок успокаивается и адекватно оценивает большинство «нельзя», прощупав границы дозволенного. Если родители не давали слабину, разрешая все после истерик, то малыш основное время бодрствования находится в хорошем настроении, активно познавая мир. В противном случае слезы по любому поводу в целях манипуляции могут появляться еще долго, но уже быть не признаком скачка развития, а устоявшейся моделью поведения.

Кризис у детей в 3 года

Кризис трехлетнего возраста, протекающий примерно в 2,5 – 4 года, считается сложнейшим в период взросления ребенка. О «страшном и ужасном» этапе воспитания, который без потери нервных клеток преодолевают минимальное количество родителей, слышали даже те, у кого нет детей. Это неудивительно, ведь милый и послушный карапуз вдруг, без видимых причин, становится маленьким монстром, отрицающим все на свете.

Вредный, непослушный и упрямый – это трехлетний ребенок в период кризиса

Психологи выделяют 7 симптомов кризиса 3 лет:

  1. Противодействие. Характеризуется прямо противоположным действием ребенка в ответ на предложенное. Может быть ярко выражено в отношении кого-то одного из взрослых или определенного круга лиц, и не направлено на других.
  2. Упрямство. Даже если ребенку давно не нужно желаемое, то он все равно будет настаивать на своем из-за того, что не может отказаться от принятого решения. Не исключено, что, добившись того, что хочет, малыш потеряет к этому интерес.
  3. Дух противоречия. Обращен сразу против всего, пытаясь, насколько возможно, прогнуть и изменить под себя окружающий мир. Ребенок не хочет ничего из того, что раньше делал с радостью, ища другие способы взаимодействия с окружением.
  4. Самостоятельность. Отличное качество, в период кризиса превращающееся в головную боль родителей. Малыш старается все сделать сам, даже то, что не умеет и не может в силу возраста. В результате злится и плачет, но все равно не принимает помощь.
  5. Бунтарство. В рамках этого симптома ребенок старается отстаивать свое мнение в любом вопросе, чтобы к нему относились, как к взрослому. Он вступает в конфликты, если видит, что родители не уважают его желания, не считают самостоятельным.
  6. Обесценивание. Дитя внезапно отрекается от прежних интересов, игнорируя то, что раньше было любимо и вызывало положительные эмоции. Это может проявляться как по отношению к неодушевленным предметам, так и к людям.
  7. Властность. Малыш желает, чтобы ему все подчинялись, особенно в семье, и руководствовались его требованиями. Он указывает родителям, что делать: «дай, иди, пей, возьми». Ребенок чувствует удовлетворение, когда его слушаются, а в противном случае скандалит.

Такое поведение является результатом нового этапа развития, которое должно привести к самостоятельности, развитию волевых качеств, активности. Итогом кризиса 3 лет становится отделение своего «Я» от остального мира и выстраивания более глубоких отношений с окружающими: родителями, родственниками, воспитателями, сверстниками. При правильной, лояльной и понимающей позиции к проявлениям детских протестов они со временем прекращаются. Важно не перегибать с запретами и наказаниями, чтобы не получить на выходе из кризиса послушного, безынициативного и удобного всем человека.

Кризис у ребёнка в  7 лет

Кризис семилетнего возраста охватывает временные рамки от 6 до 8 лет, изменяясь в каждом индивидуальном случае. Для многих родителей становится сюрпризом, что уже подросший ребенок, с которым можно найти компромисс, становится неуправляемым. Вдруг вместо открытого и наивного малыша появляется манерный, периодами агрессивный человек, со сложным для понимания поведением.

Этому есть объяснение:

  • Формирование у ребенка личного мнения. Этот период схож с поведением трехлетки и характеризуется постоянными «я хочу». Но теперь переключить внимание практически невозможно, потому что это не просто желание, а основанное на чем-то конкретном. Например, дите хочет непрактичную кофточку с популярным героем мультфильма не просто так, а из-за того, что это модно или очень нравится.
  • Получение нового социального статуса школьника. Многим детям непросто адаптироваться к тому, что он теперь не детсадовец, а ученик. Возникает ответственность, необходимость учить уроки, изменяется режим дня. Все это ведет к стрессам и усилению кризиса. Легче к начальной школе привыкают те ребята, которые посещали дошкольные курсы в том же заведении, куда и пошли в 1 класс.
  • Прощупывание своего места в различных социальных группах. Если ребенок почти все время до начала школьной жизни проводил в детском саду с устоявшимся, привычным коллективом, то теперь ему приходится контактировать с множеством других людей. Ему нужно учиться общаться с одноклассниками, каждый из которых со своим характером. Одновременно меняются друзья в дворовых играх, происходят знакомства с детьми в кружках и секциях. Также очень важны для ребенка отношения с учителями, которые зачастую кажутся первокласснику злыми и требовательными.

Начинающему школьнику трудно дается взросление

Успешное завершение кризиса 7 лет формирует у ребенка адекватную самооценку и представление о месте в обществе. Чтобы не чувствовать себя одиноким в изменившихся условиях, ему необходима поддержка близких, знание, что дома всегда поймут и поддержат. Кроме психологического климата, нужно следить за физическим состоянием ребенка и предоставлять больше времени для отдыха, если он не справляется с нагрузками и чрезмерно устает.

Как себя вести родителям в периоды детских кризисов

С минимальным ущербом кризисы у детей протекают в тех семьях, где царит любовь, гармония, а ребенка и его желания уважают с самого рождения. При этом в отношениях должна быть золотая середина, и ни при каких условиях нельзя, потакая находящемуся в кризисе малышу, ущемлять других членов семьи. Также стоит разумно подходить к тем моментам, важность которых ребенок не способен понять в силу возраста. Неприемлемо обсуждение приема необходимых лекарств или игр с опасными для жизни и здоровья предметами.

Также хорошо помогают преодолеть кризис:

  • спокойствие, когда ребенок видит уверенных в себе и своих решениях родителей;
  • посильно соблюдение режима дня, чтобы не раздражать и так возбужденную нервную систему;
  • сбалансированное питание для обеспечения детского организма всеми необходимыми для развития веществами;
  • согласование единой линии поведения всех родственников, имеющих отношение к воспитанию;
  • настойчивость в запретах и отсутствие непонятных, изменяющихся из-за настроения, правил;
  • выполнение всех обещаний, как наказаний, так и поощрений, чтобы ребенок мог ориентироваться на слова;
  • предоставление «выбора без выбора» и предложение малышу двух равнозначно приемлемых вариантов;
  • похвала ребенка за хорошие поступки для создания мотивации корректировать поведение.

Видео: советы психолога по преодолению кризисного возраста у детей

Теги:
Комментарии: 0

Оставить отзыв