Сегодня:

Стоит ли переводить ребёнка на домашнюю, семейную, дистанционную форму обучения. Плюсы и минусы альтернативного образования

Стоит ли переводить ребёнка на домашнюю, семейную, дистанционную форму обучения. Плюсы и минусы альтернативного образования

В истории нашей страны есть прецеденты, когда дети обучались гувернерами, приглашенными учителями или родителями. Так было в царской России и тогда образование в нашей стране считалось одним из лучших. Детей не загоняли в строгие рамки образовательной программы, позволяя им развиваться с учетом их интересов и индивидуальных способностей. Многие открытия совершались именно потому, что существовало нестандартное мышление, люди умели посмотреть на проблему под неожиданным углом зрения.

Сравнительно недавно в исторических масштабах был принят Федеральный закон об образовании от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ, предоставляющий детям возможность обучаться по очной, очно-заочной, семейной и дистанционной формам. Некоторые учащиеся не в состоянии выдержать напряженный график традиционной школы с жестким расписанием и большой нагрузкой, многим неинтересна форма обучения и подача материала. Есть дети, предпочитающие индивидуальные занятия в тишине и комфорте, они сначала разбирают интересующие их вопросы, а потом осваивают необходимый объем по другим предметам, которые включены в общую образовательную программу.

Причины перевода ребенка на альтернативную форму обучения

Индивидуальный график занятий необходим во многих случаях. Например, когда слабое здоровье не позволяет регулярно посещать школу, наблюдается повышенная утомляемость, признаки рассеянного внимания, ребенок гиперактивен и нуждается в регулярной физической разрядке в виде упражнений или подвижных игр.

Принцип работы школы основан на ориентации на среднего ученика, преподаватель не сможет учитывать потребности каждого учащегося, его скорость выполнения заданий, свойства памяти, интерес и предпочтения. Поэтому задуматься об одной из форм альтернативного обучения родителям стоит, если ребенок:

  • инвалид и посещение занятий в школе доставляет ему трудности бытового плана;
  • не испытывает интереса к традиционным урокам, быстро схватывает новую информацию и стремится к углубленному изучению предметов;
  • добился значительных успехов в музыке, спорте, театральном искусстве и большая часть его времени посвящена этим видам деятельности;
  • вынужден постоянно менять место жительства из-за специфики работы родителей;
  • обладает особенностями развития, не позволяющими посещать традиционную школу.

Родители вправе выбрать дистанционную, семейную, домашнюю форму обучения.

Ребёнок инвалид на домашнем обучении

Виды альтернативного обучения: домашнее, семейное, дистанционное образование

Их несколько, у каждого есть преимущества и недостатки. Объединяет их то, что ребенок не посещает уроки в школе, а осваивает учебный материал в своем ритме и по индивидуальному графику.

  1. Домашнее обучение применяется, если учащийся имеет хронические заболевания, не позволяющие планомерно осваивать учебный материал в классе. Сюда же относятся часто болеющие дети, инвалиды, ребята с нарушениями психики. В этом случае к ним приходят учителя-предметники, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где учитываются все особенности учащегося, его способность к запоминанию и анализу информации, усидчивость, время активного восприятия учебного материала.
  2. Семейное заключается в том, что ребенок самостоятельно осваивает знания по всем предметам. Обязательными являются промежуточные аттестации, переводные и итоговые экзамены. Они проводятся в школе, к которой учащийся прикреплен. Для оформления документов нужно обратиться в ближайшее учебное заведение, написать заявление и обсудить сроки аттестаций. В этом случае школа помогает учебной и методической литературой, консультациями. Вся ответственность за качество знаний ребенка ложится на родителей. Перевести учащегося на семейное обучение можно с любого класса. Если он не справляется, то он имеет право вернуться в школу.
  3. Дистанционное обучение проводится с помощью интернета. Оно включает видеоуроки, тесты по пройденному материалу, онлайн – консультации с педагогами, прохождение ОГЭ и ЕГЭ.

Домашнее обучение

 

В каждом случае, после успешной сдачи итоговых испытаний учащийся получает аттестат государственного образца и имеет право продолжить обучение в любом учебном заведении среднего и высшего уровня.

 

Образовательные программы альтернативного обучения

Поскольку ребенку обязательно придется сдавать экзамены, подтверждая степень усвоения знаний, то при любой форме образования опора ведется на образовательные программы по предметам. Допускается введение в учебный график дополнительных дисциплин, если они ребенку интересны. Но то, что указано в общеобразовательной программе, является обязательным.

В программе перечислены темы на год, приблизительное время на их освоение и закрепление, вид контроля знаний, рекомендованные материалы, критерии оценки. Знать больше обязательного минимума, указанного в программе, ребенок может, меньше – нет. Можно менять порядок прохождения тем, способы подачи материала, расширять наглядную часть, вводить нетрадиционные формы занятий, но освоить их учащемуся необходимо полностью и все.

Как проходит организация и способы проведения занятий на домашней, семейной и дистанционной форме обучения

Для успешной учебы необходимо удобное рабочее место и четкое планирование времени в течение дня. Замечено, что чем у человека плотнее график, тем более у него свободного времени. Этот парадокс объясняется просто, на все отводится строгое количество часов, учитывается чередование видов деятельности.

В результате человек устает меньше, а успевает больше. Значительное преимущество индивидуального обучения заключается в том, что на освоение необходимого минимума знаний уходит всего 2,5 – 3 часа день. При этом ребенок себя комфортно чувствует, работает в удобном для него темпе, может по желанию увеличить время для разбора интересующего его вопроса, углубиться в подробности или наоборот, посмотреть что-то в обзорном режиме, придерживаясь минимальных требований.

В планировании дня помощь родителей необходима. Нужно совместно определить самое удобное время для начала занятий. Некоторым детям удобнее заниматься во второй половине дня. Если качество не страдает, то это вполне допустимо. По правилам, сначала ставятся предметы, требующие наибольшей сосредоточенности, усидчивости и внимания: русский и иностранный язык, математика, физики, химия. Их нужно грамотно распределить на неделю. Но лучше отталкиваться от индивидуальных особенностей учащегося, особенно, если ему нужна своеобразная “интеллектуальная раскачка” перед штурмом новых высот.

Продолжительность занятий тоже колеблется от стандартных 40 минут до 20 у непосед или 1,5 часов у старшеклассников, которые более устойчивы к длительным умственным нагрузкам.

Для продуктивной работы понадобится специально оборудованное место, например, отдельная комната или ее часть. Там размещается удобный письменный стол, могут быть полочки для учебников, атласов, географических карт, словарей, канцелярских принадлежностей. На время занятий стоит приглушить или выключить телевизор, убрать из учебного сектора телефон и другие гаджеты, оставив ноутбук, если проводится видеоурок, консультация, запланирован просмотр обучающего или документального фильма. Организуется правильное освещение.

Виды проведения занятий разнообразны. Если ребенок находится на дистанционном обучении, то используются уроки – путешествия, лекции, виртуальные экскурсии, игры, практикумы, исследования, обсуждения. Формой контроля будут тесты, контрольные работы, рефераты, защита проектов, викторина, творческий отчет.

При семейной форме возможны варианты, исходя из интересов и увлечений их чада. Например, занятие по ботанике вполне можно провести в соседнем парке, за основами астрологии отправиться в планетарий, исторический период обсудить у коллекции предметов быта и документальных свидетельств в краеведческом музее.

Как проходит семейное обучение

Результаты  и перспективы личностного роста  даёт альтернативное образование

Альтернативное обучение – это личная свобода учащегося в выборе форм и способов постижения окружающего мира. Он активно и с интересом осваивает знания в различных областях. Воспитывается самостоятельность, ответственность за принятое решение и его последствия, формируются задатки лидера, исследователя. Ребенок не ограничен в своей любознательности и скорости усвоения информации, что поддерживает постоянный интерес к учебе. Постоянная поддержка родителей укрепляет семейные связи, появляется уверенность в себе, своих силах. Он учится ставить основную цель и намечать пути ее достижения. Формируется самостоятельная, гармонично развитая личность, умеющая предлагать нестандартные решения вопросов, что даст возможность стать экспертом в выбранной области, добиться уважения и признания коллег, найти свое место в жизни.

Плюсы и минусы альтернативного: домашнего, семейного, дистанционного образования

Поклонников и противников альтернативных форм образования много. Мнения разделились и каждый приводит довольно весомые аргументы в пользу своей точки зрения.

К плюсам относят:

  • свободный график занятий;
  • индивидуальную интенсивность освоения учебного материала;
  • возможность введения дополнительных дисциплин, участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, семинарах, творческих встречах;
  • отсутствие морального давления со стороны преподавателя и одноклассников;
  • подготовку к будущему, освоение знаний, практически востребованных в современном обществе;
  • свободное развитие интеллекта в комфортном ритме и условиях;
  • большое количество свободного времени для общения и творческого развития.

Противники новых форм тоже называют серьезные причины в пользу академического образования и регулярного посещения уроков в стенах школы.

Минусы альтернативного образования

  • у ребенка отсутствует соревновательное начало;
  • он утрачивает навыки коллективной работы и общения со сверстниками;
  • в будущем ему трудно подчиняться условиям работы в коллективе;
  • нет возможности адекватно оценить достигнутые результаты;
  • стрессоустойчивость находится на низком уровне;
  • возможны пробелы в изучении материала.

К этому стоит прибавить, что у родителей существенно прибавляется забот, поскольку необходимо большое количество свободного времени для помощи в обучении и контроля результатов.

Тем не менее усилия оправдаются, постепенно у ребенка сформируются навыки самоконтроля, повысится ответственность за свои действия, появится четкая организация рабочего времени и периода отдыха. Талантливых детей не нужно загонять в жесткие рамки всеобщего уравнивания. Свобода познания и творчества принесет результаты в виде смелого, творческого, волевого и уверенного в себе человека, уважающего  семейные ценности и нацеленного на постоянное духовное совершенствование.

 

Теги:
Комментарии: 1

Оставить отзыв

  • Автор: Анастасия , Добавлено: Ноябрь 7, 2018 в 15:51

    Я считаю что ребёнок должен ходить в школу, школа-это не только знания , но ещё и социальная активность и общественная жизнь. Дома совсем одичает и станет не общительным