Сегодня:

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Вы когда-нибудь задумывались, как сложно устроено наше сознание. Одним из главных его аспектов является память. Каждый день мы совершаем неисчисляемое количество действий и запоминаем некоторые из них. Как же это возможно? Почему обрабатывая такой объём информации наш мозг не перегружается, как любая вычислительная машина при сверхтяжёлой работе? Насколько безгранична память человека? Как научиться управлять своей памятью, и какие существуют методики для лучшего усвоения информации? Всем этим вопросам и посвящена наша статья.

Что такое память человека?

На самом деле определений этому слову существует целое множество. Память – это совокупность физико-химических и психофизиологических процессов, основанных на сохранении и воспроизведении различной информации. С помощью этих явлений человек способен переживать многие воспоминания, накапливать ценный опыт, развиваться и двигаться дальше. Также, немало важную роль она играет и в становлении личности, поведении и воспитании человека. Люди осваивают все вещи с помощью органов чувств, отсюда и разновидность типов информации, о которых мы поговорим чуть позже.

Данная особенность имеется не только у человека: многие животные обладают хорошим запоминанием той или иной информации. С этой помощью мы смогли одомашнить многих животных и поселить их у себя дома.

Сейчас память можно описать на примере жёстких дисков компьютера: весь диск разделён на большое количество кластеров, каждый из которых отвечает за определённую функцию. Конечно, этот пример не из лучших, но схожесть с данным накопителем присутствует.

Особенности человеческой памяти

Бывают случаи, когда два человека прослушали одну и ту же информацию, но на следующий день кто-то из них забыл, а у кого-то она отложилась. Здесь можно об особенностях человеческого мозга. Как мы знаем, каждый человек индивидуален, соответственно и всё что у него творится в голове тоже индивидуально.

Особенности памяти зависят от большого количества факторов: генетической предрасположенности, образа жизни, талантов, степени и метода воспитанности, уровня обучения и развития в целом.

Шерлок Холмс думает

 

Все люди запоминают по-разному: кому-то проще запомнить картину или мелодию, чем выучить какую-нибудь формулу по математике. Данному феномену есть объяснение. Дело в том, что мышление людей устроено по-разному, но существует некая классификация, которая разделяет их на три типа:

  1. Наглядно-образный. Это те люди, которые с лёгкостью запоминают музыку, цвета, картины. Этот вид памяти хорошо развит у творческих людей.
  2. Словесно-логический. Данный тип памяти рассчитан на запоминании логических понятиях. Те, кому легко даются естественные науки, кто понимает взаимосвязи между законами, понятиями и т.д., они и относятся к данной группе.
  3. Промежуточный или гармонический. Это люди, заключающие в себе оба типа, находящиеся где-то между ними. Этот тип памяти является уникальным, так как они имеют возможность запоминать любую информацию с лёгкостью, невзирая на то, какая она есть.

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

 

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Основные процессы памяти

  • Запоминание – процесс регистрации и сохранение определённого вида информации. С самого начала вся информация воспринимается чувствительным органом, с последующей передачей её в головной мозг.
  • Сохранение – процесс переработки информации с её обобщением и систематизацией для лучшего усвоения. Освоенная информация запоминается лучше.
  • Воспроизведение. Это раннее усвоенная информация используется для совершения разных видов деятельности.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизвести раннее сохранённую информацию. Причины могут быть разными: от обычного забывания до разного рода заболеваний. Забывание обычно происходит из-за неполного изучения или повторения, невнимательности, незаинтересованности. Также роль могут сыграть некоторые психологические проблемы у человека.

Как работают законы памяти.

Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.

Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.

Память и внимание

 

Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.

Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».

Как лучше запоминать

Многие люди считают, что запомнить какую либо информацию возможно благодаря доскональному её повторению себе, другими словами они «зубрят» её. Но это не самый эффективный способ, так как при зубрежке смысл теряется: вы просто учите материал, который потом, скорее всего, забудете. На самом деле существует огромное количество других более результативных методов и, какой лучше, каждый сможет выбрать для себя сам.

Методика повторения перед сном.

В первую очередь следует уделить внимание такой методике, как повторение текста перед сном и после него. Как известно, во сне мозг обрабатывает всю накопившуюся за день информацию и сохраняет самое необходимое. Окончательно закрепить материал поможет повторение уже после пробуждения. Таким образом, вы сможете легко всё запомнить благодаря сну.

Методика Цицерона

Она является одной из самых интуитивно понятных и простых. В то же время это никак не отражается на ее продуктивности. Методика Цицерона прекрасно показала себя в таки случаях как:

  1. Запоминание телефонных номеров.
  2. Запоминание текстов.
  3. Усвоение любой, хоть как-то взаимосвязанной информации.

Ходят слухи, что этот метод изобрел не Цицерон. До него им пользовался древнегреческий поэт, и сама методика корнями уходит в древнюю Грецию.

Так в чем же заключается весь метод? Его второе название – система римской комнаты более полно отражает сущность. Ведь запоминание строится именно на основе комнаты, очень знакомой Вам.

Суть методики в том, что необходимо мысленно представлять знакомую комнату и размещать в ней воспоминания. Обычно эта методика используется для запоминания текстов, но для наглядности примера возьмем слова.

Древнеримский мыслитель Цицерон

 

К примеру, необходимо запомнить такие слова, как: пластилин и письмо. Чтобы запомнить их нужно соотнести два этих воспоминания с вещами. Например, пластилин размазать по зеркалу так, чтобы оно не давало отражения. Письмо можно разместить перед дверью. Вместо коврика.

У метода есть и определенные правила:

  • Размещать предметы необходимо в строгом порядке. То есть почасовой стрелке, сверху вниз. От одной стены к другой и т.д.
  • Необходимо использовать предметы, имеющие хотя бы минимальную связь. Или строить их в таком порядке, чтобы от одного шла нить к другому.
  • Первые разы можно записывать места, в которых расположены воспоминания.

Нужно понимать, что методика сработает только в том случае, если комната хорошо знакома. Именно поэтому опорной комнатой нужно делать либо свою спальню, либо свой кабинет.

Видео: Как работает наша память? 

Теги:
Комментарии: 0

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *