Сегодня:

Какую профессию выбрать после школы? Профориентация для школьников. Какие существуют методики и тесты по профориентации

Какую профессию выбрать после школы? Профориентация для школьников. Какие существуют методики и тесты по профориентации

Профориентация представляет собой систему мероприятий, направленных на оказание помощи при выборе профессии. Целью профориентации является выявление основных направлений, в которых возможна наиболее успешная профессиональная деятельность.

Особенности профориентации школьников

Подготовка к выбору будущей профессии начинается еще в дошкольный период, когда ребенок получает первое представление о разных профессиях в процессе игры и учится уважать чужой труд.

Школьная профориентация начинается в начальной школе через внеклассные занятия, уроки с приглашенными специалистами, экскурсии. В средней школе в период подготовки выпускных экзаменов происходит первый осознанный выбор профессии. Углубленное изучение предметов, факультативы, занятия в кружках позволяют определить склонность к определенной профессии.

Особенности профориентации школьников

 

В старших классах происходит окончательный выбор профессии при поддержке педагогов и родителей. Школьники знакомятся с программами учебных заведений, посещают дни открытых дверей, большое внимание уделяется самостоятельной подготовке.

При выборе профессии необходимо ориентироваться на востребованность специальности на рынке труда. Правильный выбор может быть сделан только при достаточном объеме информации. Важно реально оценить свои возможности для достижения цели: интересы, склонности, способности, волевые качества, здоровье. Выбор должен быть осознанным и самостоятельным, это позволит избежать ошибок и разочарований.

Причины неправильного выбора профессии

Наиболее часто встречаются следующие ошибки при выборе профессии:

  • непонимание собственных мотивов выбора профессии;
  • неверная оценка способностей;
  • завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе;
  • отсутствие личного профессионального плана;
  • предубеждения в отношении престижности или непрестижности профессий;
  • ориентация на высокую оплату труда;
  • выбор профессии на основе рекламы, мнения друзей;
  • поверхностное представление о профессии;
  • недостаток информации.

Профессиональная консультация по выбору профессии

Существуют различные виды профессиональных консультаций.

Профконсультация опытных специалистов, работающих по профессии. Подобные консультации позволяют познакомиться с требованиями, предъявляемыми к личным качествам, определить пути получения образования, повышения квалификации и возможности трудоустройства.

Медицинская консультация позволяет определить соответствие состояния здоровья человека требованиям той или иной профессии.

Профконсультация психологов позволяет выявить интересы, склонности, способности, важные личностные качества на основе комплексной профориентации. По результатам тестирования профконсультантом составляется личный профессиональный план.

Как выбрать профессию?

 

Методики и тесты по профориентации

Консультанты используют в своей работе анкеты, тесты, методы наблюдения, проводят опросы и беседы. Для выявления профессиональных интересов и склонностей используются разные методики:

  • опросник Климова Е.А.;
  • тест Голлонда Д.;
  • опросник Йовайши Л.А.;
  • «Карта интересов» Голомштока Е.А.;
  • методика Резапкиной В.Г. «Матрица выбора профессии»;
  • опросник профессиональной готовности Кабардова Л.Н.

Результаты, полученные с помощью разных тестов могут не совпадать, поэтому задача профконсультанта заключается в выборе наиболее подходящей методики для конкретного случая.

Наиболее популярными в отечественной практике являются методики, разработанные Климовым Е.А. Профессии классифицируются по различным признакам:

  • в зависимости от предмета труда все профессии делятся на пять групп – техника, природа, знаковая система, художественный образ, человек;
  • по цели труда – гностические, преобразующие и изыскательские специальности;
  • в зависимости от используемых средств труда — профессии, связанные с ручным трудом, с использованием машинных и автоматизированных систем;
  • по условиям труда – профессии с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь людей, за общественные и материальные ценности;
  • профессии с повышенным риском, вредными условиями труда.

Методика позволяет достаточно легко определить тип предпочитаемой профессиональной деятельности, широко используется в учебных заведениях и службах занятости.

Тест Д. Голланда основан на делении профессий на шесть типов в зависимости от профессиональной направленности человека: конвенциональный, реалистичный, интеллектуальный, социальный, артистичный и предпринимательский. Методика позволяет определить тип личности, способности, стиль мышления, предпочитаемые виды деятельности, потребности и ценности человека. Методика может быть использована не только для профориентации, но и для психологического консультирования.

Как выбрать профессию

 

Методика Йовайши Л.А. позволяет определить предпочтения при выборе профессии, основана на изучении склонностей человека к различным сферам деятельности: работа с людьми, искусство, техника, умственный и физический труд.

«Карта интересов» – методика Голомштока Е.А., используется профориентационной работе. Тест из 174 вопросов предназначен для определения склонностей старшеклассников в 23 сферах: математика, физика, астрономия, химия, биология и т.д.

Методика Резапкиной В.Г. «Матрица выбора профессии» позволяет определить профессию на основе вопросов о сфере труда и предпочитаемых видах деятельности (управление, обслуживание, образование, медицина, творчество, производство, конструирование, исследование, защита).

Опросник профессиональной готовности Кабардова Л.Н. Позволяет определить сферу профессиональных интересов на основе самооценки собственных знаний, навыков и возможностей.

Личный профессиональный план

По результатам тестирования консультантом составляется план, который позволяет составить представление о профессии, планировать свою будущую профессиональную деятельность.

В плане должна быть отражена главная цель — профессия.

Средства достижения цели: где получить образование, профессиональный опыт, как повышать квалификацию.

Важно уделить особое внимание занятиям на курсах довузовской подготовки, посещать дни открытых дверей в учебных заведениях и другие мероприятия.

Личный профессиональный план должен периодически пересматриваться, по мере накопления знаний и опыта план может меняться.

Видео:Какую профессию выбрать? Профориентация для школьников 

Теги:
Комментарии: 0

Оставить отзыв