Сегодня:

Как правильно подготовить детей и родителей к детскому саду. Адаптация ребёнка в детском саду

Как правильно подготовить детей и родителей к детскому саду. Адаптация ребёнка в детском саду

Собираетесь отдать ребёнка в детский садик? Не переживайте! В статье вы узнаете как правильно подготовить ребёнка и родителей к адаптации в детском саду.

История детских садов в России насчитывает более 150 лет. В настоящее время их посещают 99% детей соответствующего возраста. Это значит, что ежегодно множество родителей и малышей с помощью педагогов проходят процесс адаптации к новым условиям. За это время были выявлены основные проблемы привыкания к дошкольным образовательным учреждениям и предложены оптимальные способы их решения, которые будут освещены в данной статье.

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

По характеру все дети разные, и каждый переживает изменение привычного жизненного уклада на свой лад. Но, так или иначе, начало посещения детского садика непременно отражается на психике малыша. Чтобы понимать, что происходит с ребенком, психологи выделили наиболее часто встречающиеся линии поведения. Зная, что чувствует детсадовец, родителям и воспитателям легче подобрать индивидуальный подход, могущий облегчить нелегкий период вступления на новый этап жизни.

У каждого ребенка адаптация проходит по индивидуальному сценарию

Виды адаптации детей в детском саду

Наиболее трудно переносятся первые 2-4 недели привыкания к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению). По истечении двух месяцев поведение ребенка приходит в норму, и процесс адаптации считается завершенным. В особо тяжелых случаях он может длиться до полугода. В зависимости от того, насколько ярко проявляет ребенок свои эмоции и в чем они выражаются, выявлены различные виды адаптации:

  1. Активная. Весь спектр негативных эмоций малыша проявляется сразу же, с первого дня нахождения в образовательном учреждении. Ребенок не отпускает родителей от себя, не хочет оставаться, плачет и просится домой. Постепенно интенсивность истерик снижается и возникает привыкание к новым условиям.
  2. Пассивная. Дите вроде бы хорошо, спокойно реагирует на посещение детского садика. Но уже в вечернее время, дома, много капризничает, отказывается от привычных игр, беспокоится и нервничает. На фоне этого может повышаться температура, появляться проблемы со сном, питанием, стулом.
  3. Отложенная. Обычно ввергает неподготовленных к такому варианту развития событий родителей в ступор. Ее суть в том, что ребенок изначально хорошо ходит в образовательное учреждение, не создавая никаких проблем. Но через пару недель его поведение резко меняется, и начинается настоящая адаптация, активная или пассивная.
  4. Проваленная. Привыкания малыша к новым условиям не происходит даже через 2 месяца или более. Он психологически не может справиться с взваленной на него нагрузкой и влиться в режим детского сада. Возможно, ребенок не готов к этому по возрасту, индивидуальным особенностям, или не смог привыкнуть к воспитателям, влиться в коллектив сверстников.

Степени адаптации ребёнка

Одни дети в период адаптации отпускает родителей от себя после небольших капризов, у них не возникает сильной тревоги во время нахождения в детском саду. Другие устраивают истерики, замыкаются в себе и совсем не идут на контакт. В зависимости от этих показателей выделяют 3 степени привыкания к ДОУ:

  1. Легкая. Самая простая форма адаптации, во время которой поведение и настроение малыша не претерпевает значительных изменений. У него может ухудшиться аппетит и сон, но не сильно. Ребенок теряет интерес к играм, коллективу, но ненадолго. Если он заболевает, то выздоравливает легко, без осложнений.
  2. Средняя. Привыкание к садику средней тяжести характеризуется более продолжительными сроками, достигающими 1,5 месяца. У юного детсадовца в это время наблюдаются изменения активности, иногда сбивается налаженный режим, смещается график сна и бодрствования. Он легко подхватывает заразу и может все время ходить с признаками ОРЗ: насморком, кашлем, плохим самочувствием.
  3. Тяжелая. Эта степень адаптации приносит невероятный дискомфорт ребенку и окружающим его людям: родственникам и персоналу детского сада. Он нервничает, не желает расставаться с родителями, не идет на контакт с окружающими, прячется или проявляет немотивированную агрессию. В таком состоянии у малыша может тормозиться физическое и психическое развитие, нередко происходит откат назад. Часто тяжелая степень сопровождается серьезными болезнями, требующими длительного лечения.

Во время адаптации ребенок может потерять аппетит

Периоды адаптации детей к детскому саду

У адаптации любого вида и степени тяжести существуют фазы, которые, в норме, должны последовательно сменить друг друга. Таким образом, планомерно проходя их все, ребенок постепенно успокаивается, привыкает к посещению детского сада, вливается в новую игровую и учебную деятельность. Психологи выделяют 3 периода, которые легко заметны даже несведущему человеку:

  1. Острый. Самое начало адаптации, когда малыш капризничает, не желает идти в группу, отвергает еду, не ложится на дневной сон. Он хулиганит, упрямится, скандалит, всячески выражает протест против изменений в привычном жизненном укладе.
  2. Привыкание. Ребенок принимает новый режим, слушается воспитателей, сильно не шалит и ведет себя в детском садике относительно спокойно. Он перестает часто болеть, укрепляется психика и иммунитет. Домашний вечер тоже проходит без капризов и истерик.
  3. Компенсация. Детсадовец окончательно свыкается с надобностью посещать ДОУ, часто идет туда с радостью, испытывает теплые чувства к воспитателям, хорошо общается со сверстниками. В коллективе он начинает быстрее развиваться, происходит резкое увеличение словарного запаса и поведенческих реакций.

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Как правило, родители принимают решение отдать ребенка в детский сад задолго до того, как его туда зачислят. Время ожидания места в желаемом ДОУ нужно провести с пользой, максимально подготовив малыша к посещению образовательного учреждения. В период адаптации это сэкономит много сил и нервов новоиспеченному детсадовцу и всем окружающим.

Психологи советуют:

  • постепенно приучать малыша к общению с разными людьми путем походов в гости, на детские праздники, в игровые центры;
  • привить ему минимальные навыки самообслуживания, например, научить ходить на горшок, самостоятельно кушать, надевать элементы одежды;
  • заранее рассказывать про детский садик и моделировать с помощью игрушек различные ситуации, например, сон час в ДОУ;
  • выяснить режим дня в желаемом саду и внедрить дома такой же, или максимально приближенный к нему;
  • рассказывать об образовательном учреждении только в позитивном ключе, расписывая ребенку все прелести его посещения;
  • акцентировать внимание на том, что в детский садик ходят большие дети, сказать, что малыш уже взрослый и самостоятельный, и родители им гордятся.

Для облегчения адаптации ребенка нужно заранее его приучать к большим компаниям

Особое внимание к ребенку и его нуждам стоит проявить в первые дни и недели посещения садика, чтобы сразу заложить благоприятный фундамент на все последующие годы. От того, какие ассоциации будут возникать у малыша при приближении к ДОУ, положительные или отрицательные, зависит благоприятное завершение адаптации и дальнейшее развитие событий. Лояльно настроенный детсадовец будет меньше болеть, более спокойно реагировать на конфликтные ситуации, сохранит здоровый сон и аппетит.

В период адаптации ребенка нужно:

  • сохранять спокойствие, расставаться с ним с улыбкой и уверенностью в необходимости разлуки;
  • поручить отводить его в садик тому из родственников, с кем он меньше капризничает;
  • наращивать время посещения постепенно, начав с небольшой прогулки на территории ДОУ;
  • позаботится об удобной, немаркой одежде и обуви, обеспечить несколько сменных комплектов;
  • дать с собой в садик домашнюю игрушку, чтобы рядом было что-то привычное и знакомое;
  • с пониманием относиться к капризам, стараться не конфликтовать и не ругаться;
  • снизить нагрузку на нервную систему, ограничив посещение шумных мероприятий;
  • искренне интересоваться, как прошел день в садике, хвалить за малейшие достижения.

В период адаптации ребенка нельзя:

  • поздно ложиться и утром будить невыспавшегося малыша;
  • собираться в спешке, нервничать и торопиться;
  • убегать из группы, пока он не видит;
  • оставлять детсадовца допоздна с первого дня;
  • растягивать прощание, провоцируя лишние слезы;
  • обманывать, обещая забрать раньше, чем это возможно;
  • давать волю своим переживаниям в присутствии малыша.

Если соблюдать эти нехитрые правила, то привыкание к условиям детского сада пройдет легко и безболезненно для ребенка и переживающих за него родителей. При желании, можно дополнительно придумать какие-нибудь приятные ритуалы, чтобы мотивировать малыша к более охотному посещению образовательного учреждения. Например, каждый раз, забирая его, хвалить за отличное поведение и выдавать вкусный фрукт. Главное, соблюдать меру в поощрениях, дабы не вызвать у малыша мысли, что ему должны бонус за любой хороший поступок.

Адаптация родителей к детскому саду

Когда малыш идет в детский садик, все внимание уделяется его поведению, вплоть да анализа каждого слова и взгляда. Но нельзя забывать и про настроение родителей, ведь именно они задают эмоциональный климат в семье. Не секрет, что в спокойной обстановке растут психологически уравновешенные дети. А если в доме нет гармонии, то ее не будет и в душе малыша.

Обычно наиболее прочная связь у маленького ребенка с матерью, поэтому зачастую именно она определяет, как пройдет адаптация, и про это нельзя забывать. Ей нужно быть уверенной в своем решении зачислить ребенка в ДОУ, и не мучиться сомнениями, которые передаются малышу. Не секрет, что женщины склонны драматизировать расставание, чувствовать вину, за то, что отдают свою кровиночку в садик. В таком случае следует сесть, и по пунктам разобрать причины и последствия такого действия. Например: ребенок идет в сад, потому что нужно выходить на работу, значит, в семье улучшится финансовое положение, а малыш научится общаться со сверстниками. Одни плюсы, так стоит ли переживать?

Если нервничает мама, то будет нервничать и малыш

Еще одной распространенной проблемой адаптации родителей становится, как ни странно, распространение интернета и возможность свободно общаться с другими мамами. Сейчас в каждой группе создается свой родительский чат, в котором в режиме реального времени происходит практически круглосуточное обсуждение любого мало-мальски значимого события, происходящего у детей. Посредством этого чих ребенка, неосторожное слово воспитателя или негативный настрой родственников становятся достоянием общественности и гиперболизируются. В результате такого общения мамы целый день мучаются и переживают, а не заразился ли ребенок, не обижают ли его, не замерз ли, выспался ли…

Самым эффективным средством помощи адаптации родителей к детскому саду является, как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».

Если мама и папа будут вести себя адекватно, не тревожась по каждой мелочи, то и малыш станет ходить в садик с удовольствием, без слез и скандалов. Конечно, не все могут самостоятельно справиться с волнением, ведь дело идет о самом дорогом человечке – ребенке. В таком случае сможет помочь штатный психолог ДОУ, посоветовав правильную линию поведения для спокойного привыкания к детскому саду всех членов семьи.

Видео: как подготовить ребенка к условиям детского сада

Теги:
Комментарии: 0

Оставить отзыв